Страница обновлена 04.02.2020

Департамент образования Ярославской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 Ярославской области

Переславский колледж им. А. Невского

 

ПРОЕКТ

 Создание организационно-педагогических условий в профессиональных образовательных организациях с целью формирования цифровой грамотности обучающихся

 

1.Актуальность и обоснование Проекта

 

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало  рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью.

Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя три основные составляющие: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность.

На каждом образовательном уровне начиная от абитуриентов и заканчивая обучающимися старших курсов колледжей, осваиваемые ими компетенции не обеспечивают формирование цифровой грамотности в полном объеме. Формирование цифровой грамотности студентов не должно ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла таких как информатика или информационные технологии в профессинальной деятельности.

Для традиционной системы образования становится необходимым создание определенной модели – модели выпускника обладающего достаточным уровнем  цифровой грамотности,  который соответствует требованиям современной цифровой экономики. Достичь этого можно только путем создания определенных условий.

Возникает противоречие в том, что в настоящее время в профессиональных образовательных организациях отсутствуют условия для достижения конкретного результата – модели выпускника, владеющего цифровой грамотностью. Таким образом, достижение этого результата является стратегической целью проекта.

Проблема состоит в том, что выпускник не может достичь необходимого уровня цифровой грамотности не потому что обладает недостаточными знаниями или недостаточно замотивирован, а потому что в профессиональных образовательных организациях для этого не созданы необходимые условия.

Возникает актуальная необходимость разработки, апробации и описания организационно-педагогических условий системной работы над индивидуальной цифровизацией студента.

При реализации проекта в качестве компонентов организационно-педагогических условий будут выступать:

1.Управленческий компонент

2.Образовательный компонент

3.Методический компонент

 

2.Цель и задачи Проекта

 

Цель проекта: Разработать алгоритм  создания организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся.

Задачи Проекта:

1.Сформировать компетенции управленческого персонала по руководству педагогическим коллективом

2.Сформировать компетенции педагогического коллектива в области формирования цифровой грамотности обучающихся.

3. Разработать механизм включения обучающихся в образовательный процесс в качестве его соучастников.

3.Паспорт Проекта

Сроки реализации

2020-2022 гг.

Цель

Разработать алгоритм  создания организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся.

Задачи

1.Сформировать компетенции управленческого персонала по руководству педагогическим коллективом

2.Сформировать компетенции педагогического коллектива в области формирования цифровой грамотности обучающихся.

3. Разработать механизм включения обучающихся в образовательный процесс в качестве его соучастников.

Ожидаемые результаты

Проекта

1.Управленческий компонент

  • Разработана нормативно-правовая база
  • Разработан механизм мотивации педагогических кадров к формированию и повышению индивидуальной цифровой грамотности и транслированию освоенных  компетенций в образовательный процесс
  • Повышена квалификация педагогических кадров
  • Разработаны требования к  МТБ, необходимой для повышения цифровой грамотности обучающихся
  • Определено необходимое финансово-экономического обеспечение

2.Методический компонент

  • Разработана дорожная карта по созданию организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся
  • Разработаны и апробированы методические рекомендации по корректировке действующих рабочих программ
  • Скорректированы и утверждены рабочие программы
  • Разработаны и апробированы короткие разноуровневые программы элективных курсов
  • Разработан план воспитательной деятельности с приложением конкретных сценариев мероприятий (конкурсы, мастер-классы, круглые столы и т.д.)
  • Разработана и апробирована система мониторинга уровня цифровой грамотности обучающихся на разных этапах реализации проекта
  • Созданы условия для транслирования и тиражирования опыта
  • ПОО ЯО успешно используют разработанные учебно – методические материалы в образовательном процессе

3.Образовательный компонент

  • Проводятся разноуровневые элективные курсы
  • Проводятся конкурсы, мастер-классы, круглые столы  и другие воспитательные мероприятия, направленные на повышение цифровой грамотности обучающихся
  • В образовательном процессе реализуются скорректированные рабочие программы
  • Разработан механизм включения обучающихся в образовательный процесс как его соучастников
  • Положительная динамика уровня цифровой грамотности  обучающихся

4. Нормативно-правовое обеспечение проекта

 

N

п/п

Наименование нормативного

правового акта, в соответствии с которым осуществляется реализация проекта

Краткое обоснование включения нормативного правового акта в нормативно-правовое обеспечение проекта

1

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ст. 20, ст. 68-72)

Правовой инструмент для регулирования отношений в области образования

2

Лицензия  серия 76Л02 № 0001461 от 27.03.2017 на осуществление образовательной деятельности

Право на осуществление образовательной деятельности

3

Свидетельство о государственной аккредитации серия 76А01 № 0000101 от 11.05.2018

Право на осуществление образовательной деятельности

4

Свидетельство о государственной аккредитации серия 76А01 № 000509 от 26.05.2017

Право на осуществление образовательной деятельности

5

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

В качестве одной из национальных целей отмечено «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере»

5

Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16)

Нормативное регулирование цифровой среды

6

Федеральные государственные образовательные стандарты

Требования к результатам освоения образовательных программы

7

Программа развития

ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского

Модернизация деятельности государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Переславского колледжа им. А. Невского

 

5.План реализации Проекта

№ п/п

Наименование

 задачи

Наименование

мероприятия

 

Срок реализации

Ожидаемый результат реализации  мероприятий проекта

Управленческий компонент

1

Создать и внедрить нормативно-правовую базу

Проведение заседания научно-методического совета колледжа;

Издание приказа о составе рабочей группы;

Мониторинг нормативно-правовой базы ПОО СПО, изучение практик по данному направлению

Разработка нормативных документов

 

Март-апрель 2020

Создана рабочая группа для реализации проекта;

Сформирован отчет по мониторингу

Разработаны нормативные документы

2

Повысить квалификацию педагогических кадров

 

Проведение обучающих семинаров, круглых столов, мастер-классов для педагогических работников колледжа

Сентябрь- декабрь

2020

Проведены обучающие семинары, круглые столы, мастер-классы

Организация краткосрочных курсов повышения квалификации педагогических работников

Апрель – декабрь 2020

Организованы краткосрочные курсы повышения квалификации педагогических работников

Организация конкурса на проведение лучшего учебного занятия с применением информационно-коммуникационных технологий

Декабрь 2020

Организован и проведен конкурс на лучшее учебное занятие с применением информационно-коммуникационных технологий

3

Разработать требования к  МТБ, необходимой для повышения цифровой грамотности обучающихся

Определить перечень учебного оборудования и программного обеспечения, необходимых для реализации проекта

Июнь 2020

Составлен перечень учебного оборудования и программного обеспечения, необходимых для реализации проекта

Разработка методических рекомендаций, требований к оснащению учебных кабинетов и  перечня необходимого программного обеспечения.

Июнь 2020

Разработаны требования к  МТБ,  необходимой для повышения цифровой грамотности обучающихся

4

Определить необходимое финансово-экономического обеспечение

Составление смет расходов и определение  финансовых затрат для краткосрочных курсов повышения квалификации педагогических работников, элективных курсов, областных учебных и методических мероприятий

Весь период

Составлены сметы расходов и определен объем финансовых затратх для  планируемых мероприятий

Методический компонент

1

Разработать методические материалы, обеспечивающие реализацию проекта

Разработка дорожной карты по созданию организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся

Март- июнь 2020

Разработана дорожная карта по созданию организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся

Разработка методических рекомендаций по корректировке действующих рабочих программ

Сентябрь-октябрь 2020

Разработаны методические рекомендации по корректировке действующих рабочих программ

Внесение изменений в рабочие программы

Ноябрь  2020

Скорректированы рабочие программы

Разработка и апробация коротких разноуровневых программ элективных курсов

Сентябрь –декабрь 2020

Разработаны и апробированы короткие программы элективных курсов

Разработка плана воспитательной деятельности

Сентябрь –декабрь 2020

Разработан план воспитательной деятельности

2

Мониторинг уровня цифровой грамотности обучающихся

Разработка системы мониторинга уровня цифровой грамотности обучающихся

Июнь 2020

Разработана система мониторинга уровня цифровой грамотности обучающихся

Проведение мониторинга и обработка полученных результатов

Сентябрь 2020,

далее Июнь, Сентябрь ежегодно

Проведен мониторинг и обработаны полученные результаты

3

Создание условий для транслирования и тиражирования опыта

Проведение региональных учебных и информационно-методических семинаров, конкурсов профессионального мастерства, других мероприятий среди студентов и педагогических работников ПОО ЯО

Весь период

Созданы условия для транслирования и тиражирования опыта.

ПОО ЯО успешно используют разработанные учебно – методические материалы в образовательном процессе.

Образовательный компонент

1

Организовать проведение элективных курсов «Цифровая грамотность»

Формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся на основании результатов мониторинга студентов 1 курса

Ноябрь 2020

Сформированы разноуровневые группы

Организовано проведение элективных курсов «Цифровая грамотность»

 

Формирование групп, составление расписания занятий.

2

Организация и проведение воспитательной деятельности с целью повышения уровня цифровой грамотности обучающихся

 Разработка сценариев мероприятий

Весь период

Разработаны сценарии мероприятий

Проведение мастер-классов, конкурсов, круглых столов и т.д.

Весь период

Проведены мастер-классы, конкурсы, круглые столы

3

Создать онлайн-платформу «Цифровая грамотность в ПОО»

Создание сайта

Январь – февраль 2021

Создана онлайн-платформа

Пополнение базы данных онлайн платформы

Весь период

Загружен методический и учебный материал

 

6. Кадровое обеспечение

 

N п/п

Ф.И.О. сотрудника

Должность, ученая степень, ученое звание  (при наличии)

Функции сотрудника при реализации проекта

1

Белова Е.В., директор колледжа

Руководитель проекта

Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив

2

Выборнов В.Ю. , к.п.н., руководитель ЦРПО ИРО ЯО

Научный руководитель проекта

3

Задорожная И.В., методист ЦРПО ИРО ЯО

Консультант

4

Стоян А.В., заместитель директора по НМР

Разработка плана проекта, координация участников проекта и других ресурсов для выполнения плана,

мониторинг результатов, отчетность.

Формирование рабочих групп, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов, формирование системы контроля изменений в проекте.

5

Ахапкина О.Ю., заместитель директора по УР

Формирование рабочих групп, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов, формирование системы контроля изменений в проекте.

6

Чернышова Н.К., заместитель директора по УПР

Обеспечение достижений требуемых результатов, установление необходимых коммуникаций с социальными партнерами.

7

Кириченко Е.Е., старший методист

Разработка плана проекта, осуществление методической поддержки проекта, мониторинг результатов.

8

Агаркова О.В., мастер п/о

Работа в группе, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов

9

Малыгина С.Ю., преподаватель

Работа в группе, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов

10

Трунов А.И., преподаватель

Работа в группе, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов

 

7. Возможные риски

Риски

Пути устранения

Ухудшение здоровья обучающихся и преподавателей: ослабление зрения, нарушение осанки

Соблюдение режима работы со средствами ИКТ

Выполнение требований СанПиН по освещенности, размещению компьютеров.

Использование в компьютерных классах специальной мебели.

Угроза виртуальной зависимости

Психолого-педагогическое сопровождение.

Реализация программы «IT-безопасность» для всех участников образовательного процесса.

Отсутствие желания и мотивации у студентов к повышению цифровой грамотности

Мотивация студентов путем введения разноуровневых элективных курсов

Профессиональная помощь педагогов в информировании обучающихся о возрастающих требованиях соответствия формируемых профессиональных компетенций профстандартам.

Акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний

Отсутствие поддержки со стороны родителей и законных представителей.

Демонстрация достижений детей в сфере ИКТ перед родителями.

Привлечение родителей к участию в проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Незаинтересованность педагогов в реализации проекта; недостаточный процент использования ИКТ-технологий в образовательной деятельности в связи с недостаточной мотивацией.

 Квалифицированная профессиональная методическая помощь педагогам (индивидуальная траектория обучения, саморазвития).

 Методические дни.

 Аттестация педагогов.

Организация конкурсов.

 Система стимулирующих доплат и поощрений.

 Работа в проекте отражается в стимулирующей части заработной платы педагога.

Незаинтересованность ПОО ЯО в совместной деятельности

Организация совместной работы  с ИРО по проведению региональных учебных и методических мероприятий

Признание организаций ПОО ЯО региональными инновационными площадками в системе образования в качестве соисполнителей инновационных проектов

 

8.Оценка эффективности реализации проекта

 

Показатель

Единица измерения

1

Количество разработанных нормативных документов, программ обучения, методических рекомендаций и других методических материалов

Един.

2

Количество образовательных организаций, внедривших и использующих разработанные методические материалы в учебном процессе

Един.

3

Количество проведенных мероприятий в рамках реализации проекта

2020   2021   2022

Един.

4

Количество участников открытых мероприятий в рамках реализации проекта

2020   2021   2022

Чел.

5

Количество образовательных организаций, принявших участие в открытых мероприятиях в рамках реализации проекта

2020   2021   2022

Един.

6

Количество педагогических работников,  принявших участие в проекте

Чел.

7

Количество студентов, принявших участие в проекте

2020   2021   2022

Чел.

8

Уровень цифровой грамотности обучающихся

2020   2021   2022

     %

9

Динамика изменения показателей уровня цифровой грамотности обучающихся

%

+/-

 

В результате реализации данного проекта будет создан продукт, представляющий собой комплект учебно-методических материалов, позволяющий создать и реализовать в ПОО организационно-педагогические условия с целью повышения цифровой грамотности обучающихся. Продукт может использоваться в профессиональных образовательных организациях как алгоритм по созданию условий, позволяющих повысить индивидуальную цифровую грамотность.

Перспективы развития проекта

Для ПОО Ярославской области (и за ее пределами):

Возможность транслирования и тиражирования опыта путем внедрения в образовательный процесс организационно-педагогических условий,  обеспечивающих рост цифровой грамотности обучающихся

Для образовательной организации:

 Повышение имиджа в региональной образовательной среде  и за ее пределами.

Для педагогического коллектива:

Профессиональный рост педагогов и повышение качества преподавания учебных дисциплин за счет создания инновационного инструментария.

Для обучающихся:

Выпускник, обладающий цифровой грамотностью, социализирован и обладает большей конкурентоспособностью  в условиях современной цифровой экономики.

 

 

Директор ГПОУ ЯО

 Переславского колледжа

 им. А. Невского                                                                                                                                                                                                                                                        Е.В. Белова