Страница обновлена 04.02.2020

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Переславский колледж им. А. Невского

Страница обновлена 04.02.2020
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ярославской области Переславский колледж им. А. Невского

Департамент образования Ярославской области

Государственное профессиональное образовательное учреждение

 Ярославской области

Переславский колледж им. А. Невского

 

ПРОЕКТ

 Создание организационно-педагогических условий в профессиональных образовательных организациях с целью формирования цифровой грамотности обучающихся

 

1.Актуальность и обоснование Проекта

 

Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало  рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью.

Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя три основные составляющие: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность.

На каждом образовательном уровне начиная от абитуриентов и заканчивая обучающимися старших курсов колледжей, осваиваемые ими компетенции не обеспечивают формирование цифровой грамотности в полном объеме. Формирование цифровой грамотности студентов не должно ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла таких как информатика или информационные технологии в профессинальной деятельности.

Для традиционной системы образования становится необходимым создание определенной модели – модели выпускника обладающего достаточным уровнем  цифровой грамотности,  который соответствует требованиям современной цифровой экономики. Достичь этого можно только путем создания определенных условий.

Возникает противоречие в том, что в настоящее время в профессиональных образовательных организациях отсутствуют условия для достижения конкретного результата – модели выпускника, владеющего цифровой грамотностью. Таким образом, достижение этого результата является стратегической целью проекта.

Проблема состоит в том, что выпускник не может достичь необходимого уровня цифровой грамотности не потому что обладает недостаточными знаниями или недостаточно замотивирован, а потому что в профессиональных образовательных организациях для этого не созданы необходимые условия.

Возникает актуальная необходимость разработки, апробации и описания организационно-педагогических условий системной работы над индивидуальной цифровизацией студента.

При реализации проекта в качестве компонентов организационно-педагогических условий будут выступать:

1.Управленческий компонент

2.Образовательный компонент

3.Методический компонент

 

2.Цель и задачи Проекта

 

Цель проекта: Разработать алгоритм  создания организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся.

Задачи Проекта:

1.Сформировать компетенции управленческого персонала по руководству педагогическим коллективом

2.Сформировать компетенции педагогического коллектива в области формирования цифровой грамотности обучающихся.

3. Разработать механизм включения обучающихся в образовательный процесс в качестве его соучастников.

3.Паспорт Проекта

Сроки реализации

2020-2022 гг.

Цель

Разработать алгоритм  создания организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся.

Задачи

1.Сформировать компетенции управленческого персонала по руководству педагогическим коллективом

2.Сформировать компетенции педагогического коллектива в области формирования цифровой грамотности обучающихся.

3. Разработать механизм включения обучающихся в образовательный процесс в качестве его соучастников.

Ожидаемые результаты

Проекта

1.Управленческий компонент

  • Разработана нормативно-правовая база
  • Разработан механизм мотивации педагогических кадров к формированию и повышению индивидуальной цифровой грамотности и транслированию освоенных  компетенций в образовательный процесс
  • Повышена квалификация педагогических кадров
  • Разработаны требования к  МТБ, необходимой для повышения цифровой грамотности обучающихся
  • Определено необходимое финансово-экономического обеспечение

2.Методический компонент

  • Разработана дорожная карта по созданию организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся
  • Разработаны и апробированы методические рекомендации по корректировке действующих рабочих программ
  • Скорректированы и утверждены рабочие программы
  • Разработаны и апробированы короткие разноуровневые программы элективных курсов
  • Разработан план воспитательной деятельности с приложением конкретных сценариев мероприятий (конкурсы, мастер-классы, круглые столы и т.д.)
  • Разработана и апробирована система мониторинга уровня цифровой грамотности обучающихся на разных этапах реализации проекта
  • Созданы условия для транслирования и тиражирования опыта
  • ПОО ЯО успешно используют разработанные учебно – методические материалы в образовательном процессе

3.Образовательный компонент

  • Проводятся разноуровневые элективные курсы
  • Проводятся конкурсы, мастер-классы, круглые столы  и другие воспитательные мероприятия, направленные на повышение цифровой грамотности обучающихся
  • В образовательном процессе реализуются скорректированные рабочие программы
  • Разработан механизм включения обучающихся в образовательный процесс как его соучастников
  • Положительная динамика уровня цифровой грамотности  обучающихся

4. Нормативно-правовое обеспечение проекта

 

N

п/п

Наименование нормативного

правового акта, в соответствии с которым осуществляется реализация проекта

Краткое обоснование включения нормативного правового акта в нормативно-правовое обеспечение проекта

1

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ст. 20, ст. 68-72)

Правовой инструмент для регулирования отношений в области образования

2

Лицензия  серия 76Л02 № 0001461 от 27.03.2017 на осуществление образовательной деятельности

Право на осуществление образовательной деятельности

3

Свидетельство о государственной аккредитации серия 76А01 № 0000101 от 11.05.2018

Право на осуществление образовательной деятельности

4

Свидетельство о государственной аккредитации серия 76А01 № 000509 от 26.05.2017

Право на осуществление образовательной деятельности

5

Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года»

В качестве одной из национальных целей отмечено «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере»

5

Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16)

Нормативное регулирование цифровой среды

6

Федеральные государственные образовательные стандарты

Требования к результатам освоения образовательных программы

7

Программа развития

ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского

Модернизация деятельности государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Переславского колледжа им. А. Невского

 

5.План реализации Проекта

№ п/п

Наименование

 задачи

Наименование

мероприятия

 

Срок реализации

Ожидаемый результат реализации  мероприятий проекта

Управленческий компонент

1

Создать и внедрить нормативно-правовую базу

Проведение заседания научно-методического совета колледжа;

Издание приказа о составе рабочей группы;

Мониторинг нормативно-правовой базы ПОО СПО, изучение практик по данному направлению

Разработка нормативных документов

 

Март-апрель 2020

Создана рабочая группа для реализации проекта;

Сформирован отчет по мониторингу

Разработаны нормативные документы

2

Повысить квалификацию педагогических кадров

 

Проведение обучающих семинаров, круглых столов, мастер-классов для педагогических работников колледжа

Сентябрь- декабрь

2020

Проведены обучающие семинары, круглые столы, мастер-классы

Организация краткосрочных курсов повышения квалификации педагогических работников

Апрель – декабрь 2020

Организованы краткосрочные курсы повышения квалификации педагогических работников

Организация конкурса на проведение лучшего учебного занятия с применением информационно-коммуникационных технологий

Декабрь 2020

Организован и проведен конкурс на лучшее учебное занятие с применением информационно-коммуникационных технологий

3

Разработать требования к  МТБ, необходимой для повышения цифровой грамотности обучающихся

Определить перечень учебного оборудования и программного обеспечения, необходимых для реализации проекта

Июнь 2020

Составлен перечень учебного оборудования и программного обеспечения, необходимых для реализации проекта

Разработка методических рекомендаций, требований к оснащению учебных кабинетов и  перечня необходимого программного обеспечения.

Июнь 2020

Разработаны требования к  МТБ,  необходимой для повышения цифровой грамотности обучающихся

4

Определить необходимое финансово-экономического обеспечение

Составление смет расходов и определение  финансовых затрат для краткосрочных курсов повышения квалификации педагогических работников, элективных курсов, областных учебных и методических мероприятий

Весь период

Составлены сметы расходов и определен объем финансовых затратх для  планируемых мероприятий

Методический компонент

1

Разработать методические материалы, обеспечивающие реализацию проекта

Разработка дорожной карты по созданию организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся

Март- июнь 2020

Разработана дорожная карта по созданию организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся

Разработка методических рекомендаций по корректировке действующих рабочих программ

Сентябрь-октябрь 2020

Разработаны методические рекомендации по корректировке действующих рабочих программ

Внесение изменений в рабочие программы

Ноябрь  2020

Скорректированы рабочие программы

Разработка и апробация коротких разноуровневых программ элективных курсов

Сентябрь –декабрь 2020

Разработаны и апробированы короткие программы элективных курсов

Разработка плана воспитательной деятельности

Сентябрь –декабрь 2020

Разработан план воспитательной деятельности

2

Мониторинг уровня цифровой грамотности обучающихся

Разработка системы мониторинга уровня цифровой грамотности обучающихся

Июнь 2020

Разработана система мониторинга уровня цифровой грамотности обучающихся

Проведение мониторинга и обработка полученных результатов

Сентябрь 2020,

далее Июнь, Сентябрь ежегодно

Проведен мониторинг и обработаны полученные результаты

3

Создание условий для транслирования и тиражирования опыта

Проведение региональных учебных и информационно-методических семинаров, конкурсов профессионального мастерства, других мероприятий среди студентов и педагогических работников ПОО ЯО

Весь период

Созданы условия для транслирования и тиражирования опыта.

ПОО ЯО успешно используют разработанные учебно – методические материалы в образовательном процессе.

Образовательный компонент

1

Организовать проведение элективных курсов «Цифровая грамотность»

Формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся на основании результатов мониторинга студентов 1 курса

Ноябрь 2020

Сформированы разноуровневые группы

Организовано проведение элективных курсов «Цифровая грамотность»

 

Формирование групп, составление расписания занятий.

2

Организация и проведение воспитательной деятельности с целью повышения уровня цифровой грамотности обучающихся

 Разработка сценариев мероприятий

Весь период

Разработаны сценарии мероприятий

Проведение мастер-классов, конкурсов, круглых столов и т.д.

Весь период

Проведены мастер-классы, конкурсы, круглые столы

3

Создать онлайн-платформу «Цифровая грамотность в ПОО»

Создание сайта

Январь – февраль 2021

Создана онлайн-платформа

Пополнение базы данных онлайн платформы

Весь период

Загружен методический и учебный материал

 

6. Кадровое обеспечение

 

N п/п

Ф.И.О. сотрудника

Должность, ученая степень, ученое звание  (при наличии)

Функции сотрудника при реализации проекта

1

Белова Е.В., директор колледжа

Руководитель проекта

Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив

2

Выборнов В.Ю. , к.п.н., руководитель ЦРПО ИРО ЯО

Научный руководитель проекта

3

Задорожная И.В., методист ЦРПО ИРО ЯО

Консультант

4

Стоян А.В., заместитель директора по НМР

Разработка плана проекта, координация участников проекта и других ресурсов для выполнения плана,

мониторинг результатов, отчетность.

Формирование рабочих групп, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов, формирование системы контроля изменений в проекте.

5

Ахапкина О.Ю., заместитель директора по УР

Формирование рабочих групп, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов, формирование системы контроля изменений в проекте.

6

Чернышова Н.К., заместитель директора по УПР

Обеспечение достижений требуемых результатов, установление необходимых коммуникаций с социальными партнерами.

7

Кириченко Е.Е., старший методист

Разработка плана проекта, осуществление методической поддержки проекта, мониторинг результатов.

8

Агаркова О.В., мастер п/о

Работа в группе, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов

9

Малыгина С.Ю., преподаватель

Работа в группе, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов

10

Трунов А.И., преподаватель

Работа в группе, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов

 

7. Возможные риски

Риски

Пути устранения

Ухудшение здоровья обучающихся и преподавателей: ослабление зрения, нарушение осанки

Соблюдение режима работы со средствами ИКТ

Выполнение требований СанПиН по освещенности, размещению компьютеров.

Использование в компьютерных классах специальной мебели.

Угроза виртуальной зависимости

Психолого-педагогическое сопровождение.

Реализация программы «IT-безопасность» для всех участников образовательного процесса.

Отсутствие желания и мотивации у студентов к повышению цифровой грамотности

Мотивация студентов путем введения разноуровневых элективных курсов

Профессиональная помощь педагогов в информировании обучающихся о возрастающих требованиях соответствия формируемых профессиональных компетенций профстандартам.

Акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний

Отсутствие поддержки со стороны родителей и законных представителей.

Демонстрация достижений детей в сфере ИКТ перед родителями.

Привлечение родителей к участию в проектной и исследовательской деятельности учащихся.

Незаинтересованность педагогов в реализации проекта; недостаточный процент использования ИКТ-технологий в образовательной деятельности в связи с недостаточной мотивацией.

 Квалифицированная профессиональная методическая помощь педагогам (индивидуальная траектория обучения, саморазвития).

 Методические дни.

 Аттестация педагогов.

Организация конкурсов.

 Система стимулирующих доплат и поощрений.

 Работа в проекте отражается в стимулирующей части заработной платы педагога.

Незаинтересованность ПОО ЯО в совместной деятельности

Организация совместной работы  с ИРО по проведению региональных учебных и методических мероприятий

Признание организаций ПОО ЯО региональными инновационными площадками в системе образования в качестве соисполнителей инновационных проектов

 

8.Оценка эффективности реализации проекта

 

Показатель

Единица измерения

1

Количество разработанных нормативных документов, программ обучения, методических рекомендаций и других методических материалов

Един.

2

Количество образовательных организаций, внедривших и использующих разработанные методические материалы в учебном процессе

Един.

3

Количество проведенных мероприятий в рамках реализации проекта

2020   2021   2022

Един.

4

Количество участников открытых мероприятий в рамках реализации проекта

2020   2021   2022

Чел.

5

Количество образовательных организаций, принявших участие в открытых мероприятиях в рамках реализации проекта

2020   2021   2022

Един.

6

Количество педагогических работников,  принявших участие в проекте

Чел.

7

Количество студентов, принявших участие в проекте

2020   2021   2022

Чел.

8

Уровень цифровой грамотности обучающихся

2020   2021   2022

     %

9

Динамика изменения показателей уровня цифровой грамотности обучающихся

%

+/-

 

В результате реализации данного проекта будет создан продукт, представляющий собой комплект учебно-методических материалов, позволяющий создать и реализовать в ПОО организационно-педагогические условия с целью повышения цифровой грамотности обучающихся. Продукт может использоваться в профессиональных образовательных организациях как алгоритм по созданию условий, позволяющих повысить индивидуальную цифровую грамотность.

Перспективы развития проекта

Для ПОО Ярославской области (и за ее пределами):

Возможность транслирования и тиражирования опыта путем внедрения в образовательный процесс организационно-педагогических условий,  обеспечивающих рост цифровой грамотности обучающихся

Для образовательной организации:

 Повышение имиджа в региональной образовательной среде  и за ее пределами.

Для педагогического коллектива:

Профессиональный рост педагогов и повышение качества преподавания учебных дисциплин за счет создания инновационного инструментария.

Для обучающихся:

Выпускник, обладающий цифровой грамотностью, социализирован и обладает большей конкурентоспособностью  в условиях современной цифровой экономики.

 

 

Директор ГПОУ ЯО

 Переславского колледжа

 им. А. Невского                                                                                                                                                                                                                                                        Е.В. Белова