Департамент образования Ярославской области
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ярославской области
Переславский колледж им. А. Невского
ПРОЕКТ
Создание организационно-педагогических условий в профессиональных образовательных организациях с целью формирования цифровой грамотности обучающихся
1.Актуальность и обоснование Проекта
Понятие «цифровая грамотность» как инструмент информационной деятельности вышло за рамки умения только использовать компьютер и стало рассматриваться в ряду понятий, связанных с технологической грамотностью: компьютерной и ИКТ грамотностью.
Цифровая грамотность – набор знаний и умений, которые необходимы для безопасного и эффективного использования цифровых технологий и ресурсов интернета. Включает в себя три основные составляющие: цифровое потребление; цифровые компетенции; цифровую безопасность.
На каждом образовательном уровне начиная от абитуриентов и заканчивая обучающимися старших курсов колледжей, осваиваемые ими компетенции не обеспечивают формирование цифровой грамотности в полном объеме. Формирование цифровой грамотности студентов не должно ограничиваться только изучением дисциплин информационного цикла таких как информатика или информационные технологии в профессинальной деятельности.
Для традиционной системы образования становится необходимым создание определенной модели – модели выпускника обладающего достаточным уровнем цифровой грамотности, который соответствует требованиям современной цифровой экономики. Достичь этого можно только путем создания определенных условий.
Возникает противоречие в том, что в настоящее время в профессиональных образовательных организациях отсутствуют условия для достижения конкретного результата – модели выпускника, владеющего цифровой грамотностью. Таким образом, достижение этого результата является стратегической целью проекта.
Проблема состоит в том, что выпускник не может достичь необходимого уровня цифровой грамотности не потому что обладает недостаточными знаниями или недостаточно замотивирован, а потому что в профессиональных образовательных организациях для этого не созданы необходимые условия.
Возникает актуальная необходимость разработки, апробации и описания организационно-педагогических условий системной работы над индивидуальной цифровизацией студента.
При реализации проекта в качестве компонентов организационно-педагогических условий будут выступать:
1.Управленческий компонент
2.Образовательный компонент
3.Методический компонент
2.Цель и задачи Проекта
Цель проекта: Разработать алгоритм создания организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся.
Задачи Проекта:
1.Сформировать компетенции управленческого персонала по руководству педагогическим коллективом
2.Сформировать компетенции педагогического коллектива в области формирования цифровой грамотности обучающихся.
3. Разработать механизм включения обучающихся в образовательный процесс в качестве его соучастников.
3.Паспорт Проекта
Сроки реализации |
2020-2022 гг. |
Цель |
Разработать алгоритм создания организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся. |
Задачи |
1.Сформировать компетенции управленческого персонала по руководству педагогическим коллективом 2.Сформировать компетенции педагогического коллектива в области формирования цифровой грамотности обучающихся. 3. Разработать механизм включения обучающихся в образовательный процесс в качестве его соучастников. |
Ожидаемые результаты Проекта |
1.Управленческий компонент
2.Методический компонент
3.Образовательный компонент
|
4. Нормативно-правовое обеспечение проекта
N п/п |
Наименование нормативного правового акта, в соответствии с которым осуществляется реализация проекта |
Краткое обоснование включения нормативного правового акта в нормативно-правовое обеспечение проекта |
1 |
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ (ст. 20, ст. 68-72) |
Правовой инструмент для регулирования отношений в области образования |
2 |
Лицензия серия 76Л02 № 0001461 от 27.03.2017 на осуществление образовательной деятельности |
Право на осуществление образовательной деятельности |
3 |
Свидетельство о государственной аккредитации серия 76А01 № 0000101 от 11.05.2018 |
Право на осуществление образовательной деятельности |
4 |
Свидетельство о государственной аккредитации серия 76А01 № 000509 от 26.05.2017 |
Право на осуществление образовательной деятельности |
5 |
Указ Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» |
В качестве одной из национальных целей отмечено «обеспечение ускоренного внедрения цифровых технологий в экономике и социальной сфере» |
5 |
Паспорт национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации" (утв. президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам 24 декабря 2018 г. N 16) |
Нормативное регулирование цифровой среды |
6 |
Федеральные государственные образовательные стандарты |
Требования к результатам освоения образовательных программы |
7 |
Программа развития ГПОУ ЯО Переславский колледж им. А. Невского |
Модернизация деятельности государственного профессионального образовательного учреждения Ярославской области Переславского колледжа им. А. Невского |
5.План реализации Проекта
№ п/п |
Наименование задачи |
Наименование мероприятия
|
Срок реализации |
Ожидаемый результат реализации мероприятий проекта |
Управленческий компонент |
||||
1 |
Создать и внедрить нормативно-правовую базу |
Проведение заседания научно-методического совета колледжа; Издание приказа о составе рабочей группы; Мониторинг нормативно-правовой базы ПОО СПО, изучение практик по данному направлению Разработка нормативных документов
|
Март-апрель 2020 |
Создана рабочая группа для реализации проекта; Сформирован отчет по мониторингу Разработаны нормативные документы |
2 |
Повысить квалификацию педагогических кадров
|
Проведение обучающих семинаров, круглых столов, мастер-классов для педагогических работников колледжа |
Сентябрь- декабрь 2020 |
Проведены обучающие семинары, круглые столы, мастер-классы |
Организация краткосрочных курсов повышения квалификации педагогических работников |
Апрель – декабрь 2020 |
Организованы краткосрочные курсы повышения квалификации педагогических работников |
||
Организация конкурса на проведение лучшего учебного занятия с применением информационно-коммуникационных технологий |
Декабрь 2020 |
Организован и проведен конкурс на лучшее учебное занятие с применением информационно-коммуникационных технологий |
||
3 |
Разработать требования к МТБ, необходимой для повышения цифровой грамотности обучающихся |
Определить перечень учебного оборудования и программного обеспечения, необходимых для реализации проекта |
Июнь 2020 |
Составлен перечень учебного оборудования и программного обеспечения, необходимых для реализации проекта |
Разработка методических рекомендаций, требований к оснащению учебных кабинетов и перечня необходимого программного обеспечения. |
Июнь 2020 |
Разработаны требования к МТБ, необходимой для повышения цифровой грамотности обучающихся |
||
4 |
Определить необходимое финансово-экономического обеспечение |
Составление смет расходов и определение финансовых затрат для краткосрочных курсов повышения квалификации педагогических работников, элективных курсов, областных учебных и методических мероприятий |
Весь период |
Составлены сметы расходов и определен объем финансовых затратх для планируемых мероприятий |
Методический компонент |
||||
1 |
Разработать методические материалы, обеспечивающие реализацию проекта |
Разработка дорожной карты по созданию организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся |
Март- июнь 2020 |
Разработана дорожная карта по созданию организационно-педагогических условий для формирования цифровой грамотности обучающихся |
Разработка методических рекомендаций по корректировке действующих рабочих программ |
Сентябрь-октябрь 2020 |
Разработаны методические рекомендации по корректировке действующих рабочих программ |
||
Внесение изменений в рабочие программы |
Ноябрь 2020 |
Скорректированы рабочие программы |
||
Разработка и апробация коротких разноуровневых программ элективных курсов |
Сентябрь –декабрь 2020 |
Разработаны и апробированы короткие программы элективных курсов |
||
Разработка плана воспитательной деятельности |
Сентябрь –декабрь 2020 |
Разработан план воспитательной деятельности |
||
2 |
Мониторинг уровня цифровой грамотности обучающихся |
Разработка системы мониторинга уровня цифровой грамотности обучающихся |
Июнь 2020 |
Разработана система мониторинга уровня цифровой грамотности обучающихся |
Проведение мониторинга и обработка полученных результатов |
Сентябрь 2020, далее Июнь, Сентябрь ежегодно |
Проведен мониторинг и обработаны полученные результаты |
||
3 |
Создание условий для транслирования и тиражирования опыта |
Проведение региональных учебных и информационно-методических семинаров, конкурсов профессионального мастерства, других мероприятий среди студентов и педагогических работников ПОО ЯО |
Весь период |
Созданы условия для транслирования и тиражирования опыта. ПОО ЯО успешно используют разработанные учебно – методические материалы в образовательном процессе. |
Образовательный компонент |
||||
1 |
Организовать проведение элективных курсов «Цифровая грамотность» |
Формирование индивидуальных образовательных траекторий обучающихся на основании результатов мониторинга студентов 1 курса |
Ноябрь 2020 |
Сформированы разноуровневые группы Организовано проведение элективных курсов «Цифровая грамотность»
|
Формирование групп, составление расписания занятий. |
||||
2 |
Организация и проведение воспитательной деятельности с целью повышения уровня цифровой грамотности обучающихся |
Разработка сценариев мероприятий |
Весь период |
Разработаны сценарии мероприятий |
Проведение мастер-классов, конкурсов, круглых столов и т.д. |
Весь период |
Проведены мастер-классы, конкурсы, круглые столы |
||
3 |
Создать онлайн-платформу «Цифровая грамотность в ПОО» |
Создание сайта |
Январь – февраль 2021 |
Создана онлайн-платформа |
Пополнение базы данных онлайн платформы |
Весь период |
Загружен методический и учебный материал |
6. Кадровое обеспечение
Ф.И.О. сотрудника Должность, ученая степень, ученое звание (при наличии) |
Функции сотрудника при реализации проекта |
|
1 |
Белова Е.В., директор колледжа |
Руководитель проекта Осуществление общего контроля и руководства. Руководство деятельностью коллектива. Анализ ситуации и внесение корректив |
2 |
Выборнов В.Ю. , к.п.н., руководитель ЦРПО ИРО ЯО |
Научный руководитель проекта |
3 |
Задорожная И.В., методист ЦРПО ИРО ЯО |
Консультант |
4 |
Стоян А.В., заместитель директора по НМР |
Разработка плана проекта, координация участников проекта и других ресурсов для выполнения плана, мониторинг результатов, отчетность. Формирование рабочих групп, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов, формирование системы контроля изменений в проекте. |
5 |
Ахапкина О.Ю., заместитель директора по УР |
Формирование рабочих групп, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов, формирование системы контроля изменений в проекте. |
6 |
Чернышова Н.К., заместитель директора по УПР |
Обеспечение достижений требуемых результатов, установление необходимых коммуникаций с социальными партнерами. |
7 |
Кириченко Е.Е., старший методист |
Разработка плана проекта, осуществление методической поддержки проекта, мониторинг результатов. |
8 |
Агаркова О.В., мастер п/о |
Работа в группе, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов |
9 |
Малыгина С.Ю., преподаватель |
Работа в группе, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов |
10 |
Трунов А.И., преподаватель |
Работа в группе, обеспечение достижения требуемых результатов; поэтапный анализ результатов |
7. Возможные риски
Риски |
Пути устранения |
Ухудшение здоровья обучающихся и преподавателей: ослабление зрения, нарушение осанки |
Соблюдение режима работы со средствами ИКТ Выполнение требований СанПиН по освещенности, размещению компьютеров. Использование в компьютерных классах специальной мебели. |
Угроза виртуальной зависимости |
Психолого-педагогическое сопровождение. Реализация программы «IT-безопасность» для всех участников образовательного процесса. |
Отсутствие желания и мотивации у студентов к повышению цифровой грамотности |
Мотивация студентов путем введения разноуровневых элективных курсов Профессиональная помощь педагогов в информировании обучающихся о возрастающих требованиях соответствия формируемых профессиональных компетенций профстандартам. Акцент на непосредственную сферу применения полученных знаний |
Отсутствие поддержки со стороны родителей и законных представителей. |
Демонстрация достижений детей в сфере ИКТ перед родителями. Привлечение родителей к участию в проектной и исследовательской деятельности учащихся. |
Незаинтересованность педагогов в реализации проекта; недостаточный процент использования ИКТ-технологий в образовательной деятельности в связи с недостаточной мотивацией. |
Квалифицированная профессиональная методическая помощь педагогам (индивидуальная траектория обучения, саморазвития). Методические дни. Аттестация педагогов. Организация конкурсов. Система стимулирующих доплат и поощрений. Работа в проекте отражается в стимулирующей части заработной платы педагога. |
Незаинтересованность ПОО ЯО в совместной деятельности |
Организация совместной работы с ИРО по проведению региональных учебных и методических мероприятий Признание организаций ПОО ЯО региональными инновационными площадками в системе образования в качестве соисполнителей инновационных проектов
|
8.Оценка эффективности реализации проекта
№ |
Показатель |
Единица измерения |
1 |
Количество разработанных нормативных документов, программ обучения, методических рекомендаций и других методических материалов |
Един. |
2 |
Количество образовательных организаций, внедривших и использующих разработанные методические материалы в учебном процессе |
Един. |
3 |
Количество проведенных мероприятий в рамках реализации проекта |
2020 2021 2022 Един. |
4 |
Количество участников открытых мероприятий в рамках реализации проекта |
2020 2021 2022 Чел. |
5 |
Количество образовательных организаций, принявших участие в открытых мероприятиях в рамках реализации проекта |
2020 2021 2022 Един. |
6 |
Количество педагогических работников, принявших участие в проекте |
Чел. |
7 |
Количество студентов, принявших участие в проекте |
2020 2021 2022 Чел. |
8 |
Уровень цифровой грамотности обучающихся |
2020 2021 2022 % |
9 |
Динамика изменения показателей уровня цифровой грамотности обучающихся |
% +/- |
В результате реализации данного проекта будет создан продукт, представляющий собой комплект учебно-методических материалов, позволяющий создать и реализовать в ПОО организационно-педагогические условия с целью повышения цифровой грамотности обучающихся. Продукт может использоваться в профессиональных образовательных организациях как алгоритм по созданию условий, позволяющих повысить индивидуальную цифровую грамотность.
Перспективы развития проекта
Для ПОО Ярославской области (и за ее пределами):
Возможность транслирования и тиражирования опыта путем внедрения в образовательный процесс организационно-педагогических условий, обеспечивающих рост цифровой грамотности обучающихся
Для образовательной организации:
Повышение имиджа в региональной образовательной среде и за ее пределами.
Для педагогического коллектива:
Профессиональный рост педагогов и повышение качества преподавания учебных дисциплин за счет создания инновационного инструментария.
Для обучающихся:
Выпускник, обладающий цифровой грамотностью, социализирован и обладает большей конкурентоспособностью в условиях современной цифровой экономики.
Директор ГПОУ ЯО
Переславского колледжа
им. А. Невского Е.В. Белова